Наверх
Компьютерная зависимость.“   Язык мой – друг мой? или Правда о русском мате “

“   Язык мой – друг мой? или Правда о русском мате “

“   Язык мой – друг мой? или Правда о русском мате “

                                               https://img-fotki.yandex.ru/get/509739/361373007.c/0_156836_9737c067_M

 

Понятие сквернословия

Согласно энциклопедии, «мат – это бранная лексика, включающая вульгарные, грубые и грубейшие (похабные, непристойные) бранные выражения». Именно «грубость» и было исходным значением слов «мат» и «матерщина», являющимися однокоренными со словами «матёрый», «материя», «матовый» и т.п.

Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова “скверна”. В словаре В. Даля сказано: “Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное”.

Инвективная (оскорбительная) и непристойная лексика существует во многих языках и культурах. Именно из таких слов состоит мат. Это относительно небольшая («грязная дюжина», как говорят англичане) и замкнутая группа слов и выражений, на употребление которых в культурном сообществе накладывается табу. В эту группу входят наименования человеческого тела, прежде всего гениталий (так называемая лексика «телесного низа»), физиологических отправлений, полового акта, а также производные от них слова. Сюда же относятся некоторые оскорбительные лексемы наподобие слова, в своем основном значении служащего названием распутной женщины, но чаще используемого все-таки в междометной функции — при выражении всей гаммы человеческих эмоций: гнева, возмущения, изумления и даже восторга. Великий русский писатель Антон Павлович Чехов об этом говорил так:

“Сколько остроумия, злости и душевной нечистоты потрачено, чтобы придумать эти гадкие слова и фразы, имеющие целью оскорбить и осквернить человека во всём, что ему свято, дорого и любо

Исторические моменты русского мата

Мистические корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Люди дохристианской эпохи, чтобы оградить свою жизнь от злобных нападок демонического мира, вступали с ним в контакт. Этот контакт мог быть только двояким: демона либо ублажали, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали его. Так вот, пугали демона именно скверной бранью, демонстрацией своего непотребства. Но и призывали демона теми же словами, демонстрируя свою одержимость, свою готовность единения с ним. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Неслучайно в филологии это явление именуется инфернальной лексикой. Инфернальной — значит адской, из преисподней.

У древних славян мат приравнивался к проклятию. Подобное его применение зафиксировано в славянской письменности. В болгарской хронике слово «изматерили» обозначало не «обругали», а просто «прокляли».

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в “кабаках”, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. Как отмечают социологи, всплеск распространения мата в обществе происходил в особые, трагические переломные и революционные периоды истории. Так было в революционные годы начала ХХ века. Это же повторялось и в “лихие 90-е”. Революция 1917 года вообще изменила качественный состав российского общества, изгнав из него наиболее образованные, культурные и нравственно крепкие слои населения. Таким образом произошло разрушение фундаментальных основ традиционной российской жизни и физическое уничтожение всех её реальных носителей – русского дворянства, интеллигенции, офицерства, священства, промышленников, купцов, инженеров, крепкого трудолюбивого крестьянства и казаков. Чтобы захватить власть и стать во главе этой распоясавшейся стихии, нужно было показать массам своё “недворянское” происхождение и заговорить с бунтовщиками на привычном для них языке. Именно с тех пор стихия нецензурщины и откровенной матерщины охватила всех пришедших к власти представителей государственного и политического руководства страны и в полной мере закрепилась в структуре РККА и ВМФ, на всех уровнях военного командования. По сути, в стране в большинстве своём все были повязаны сквернословием. Особенно наглядно этот принцип проявлялся в лагерях НКВД. Об этом вспоминал академик Д.С. Лихачёв:” в лагере тех, кто не матерился, расстреливали первыми”. Они были “чужие”. Когда человек матерился – это означало, что он “свой”. Если он не матерился, значит имеет своё мнение, и от него можно было ожидать, что он будет сопротивляться”.

Наука о сквернословии

Учёные постепенно стали осознавать, что слово материально. Как и любой звук, слово несёт в себе определённый энергетический потенциал, влияющий на окружающую среду, и в том числе на человека. Вот что говорит об этом известный врач и святитель Лука (Войно - Ясенецкий): «Ни одно слово, исходящее из уст человеческих, не теряется в пространстве бесследно. Оно всегда оставляет глубокий, неизгладимый след, оно живёт среди нас и действует на сердца наши, ибо в слове содержится великая духовная энергия – или энергия любви и добра, или энергия зла. А энергия никогда не пропадает. Это знают физики относительно энергии материальной, которая во всех видах своих не теряется. Энергия духовная тоже никогда не исчезает бесследно, она распространяется повсюду, она действует на всех». И это мнение в настоящее время подтверждено нашими учёными.

В 1970-е годы доктор биологических наук И.Б. Белявский попытался выяснить, каким же образом действуют на сознание человека и на весь его организм отдельные слова. Почти двадцатилетние исследования Белявского, к которому постепенно присоединилась целая группа коллег, увенчались не просто успехом, а самым настоящим открытием. Учёным удалось доказать, что каждое произнесенное нами или постоянно звучащее рядом слово отчётливо влияет на наши гены. Результатом этого влияния через какое-то время становится передача видоизменённых генов потомству и смена генетического кода, несущего информацию о продолжительности жизни и темпах старения организма.

Следом за Белявским эту теорию разрабатывал доктор биологических наук, директор Международного центра волновой генетики Пётр Гаряев. Он подчёркивает: «Надо помнить, что любое произнесённое слово – волновая генетическая программа, которая влияет на живой организм». В институте квантовой генетики П. Гаряев вместе со своим коллегой проводил интересный эксперимент. С помощью разработанной учёными аппаратуры они доказали, что слова вызывают электромагнитные колебания, которые прямо влияют на свойства и структуру ДНК, отвечающих за наследственность человека. Выяснилось, что некоторые слова могут оказаться страшнее мин: они взрываются в генетическом аппарате человека, искажая его наследственные программы, вызывая мутации. Если человек постоянно употребляет в своей речи бранные слова, его хромосомы начинают активно менять структуру. В молекулах ДНК вырабатывается «отрицательная программа». Постепенно эти искажения становятся столь значительными, что видоизменяют структуру ДНК, и это передаётся потомкам. Накопление таких негативных качеств может быть названо «программой самоликвидации».

Исследования Китаева-Смыка привели к ещё одному интересному результату. Ученый доказал, что человек прибегает к мату тогда, когда он, пусть даже на подсознательном уровне, не уверен в своей состоятельности, то есть чувствует свою неполноценность. Если речь идёт не о стрессовой ситуации, то, как показали исследования, регулярное употребление нецензурной лексики может свидетельствовать о скрытых или надвигающихся психосоциальных проблемах.

В ходе многомесячных исследований британские ученые из Килского (Keele) университета во главе с господином Геббельсом Ричардом Стивенсом доказали, что нецензурная брань помогает людям справляться со стрессом или болью. Когда при сильном эмоциональном возбуждении или острой боли человек произносит нецензурные слова, в его организме выделяются эндорфины – гормоны, обладающие болеутоляющим эффектом. Ученые советуют людям, выполняющим тяжелую физическую работу, не стесняться в выражениях, чтобы легче справиться с задачей. Они предупреждают: мат помогает только в том случае, если использовать его крайне редко. Если он становится обыденной речью, то не только не помогает, но, напротив, разрушает организм. Таким образом, лалохезия (свойство матерной брани помогать человеку преодолевать стресс, физические нагрузки и боль) — это способ выразить разочарование или гнев, не используя физическое насилие или другие проявления, которые могут быть опасными для жизни и здоровья людей..
Геннадий Чеурин, руководитель Екатеринбургского центра экологического выживания и безопасности, в своё время высказал гипотезу о пагубном влиянии ненормативной лексики на психофизическое состояние живых организмов. Эту гипотезу проверяли несколько НИИ – столичный центр при Минздраве РФ, технические университеты Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Барнаула. Вместе с коллегами учёные в лаборатории в целях эксперимента поливали зёрна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода – только положительные. В результате семена, политые водой, которую ругали «трёхэтажной» бранью, проросли лишь на 49%... Вода, наслушавшаяся «вялого» мата, показала более высокий результат: 53% проросшей пшеницы. Зато вода, над которой читали молитвы, подняла всхожесть семян до 96%. Результат исследований поразительный, хотя он всего-навсего подтвердил народную мудрость, известную всем дачникам: если сквернословить при посадке, урожая не будет.

Коллегами Чеурина было проведено несколько экспериментов, в которых исследовалось негативное влияние мата на растения и животных. Они уговорили одного из завсегдатаев распивочной наговорить кассету отборного мата, который потом звучал около сосуда с водой. Другой сосуд «облучали» музыкой Моцарта. Затем в оба сосуда были поставлены букеты цветов. В воде, заряженной музыкой Моцарта, цветы простояли в 5 раз дольше. Затем образцы воды были выданы женщине, занимающейся разведением комнатных цветов, причём её уверили, что это новые растворы для подкормки растений и что они дадут хорошие результаты. Где была какая вода, женщине, естественно, не сказали. Через несколько дней она позвонила и сказала, что воду в узком сосуде она перестала использовать, так как цветы, которые она поливала этой водой, гибнут. Наверное, не надо говорить, о какой воде шла речь? Второй же воды женщина попросила ещё.

У матершинника развивается такая же зависимость от бранного слова, как у заядлого курильщика от никотина, а у алкоголика – от спиртных напитков. Люди, стремящиеся к отказу от ненормативной лексики, утверждают, что перестать ругаться ничуть не легче, чем бросить пить или курить.

Но самая большая опасность угрожает детям. Сквернословие является мостиком к их деградации. Стоит ли ругаться, если плата за это так высока?

Отношение к данной проблеме государства

 

Государственный контроль в вопросах сквернословия присутствовал ещё со времён глубокой древности.  Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.   

 

Ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток. 

Статья 17.1. “ Мелкое хулиганство” Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу,

– влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.

Но работают ли эти защитные механизмы, применяется ли эта статья?

 

Православный взгляд

С православной точки зрения сквернословие — это грех. Он был осужден на Карфагенском соборе (прав. 71): «Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других». Употребляющий скверную брань, прежде всего, позорит честь матерей, нагло ругается над богоустановленными законами рождения, забывая, что и сам рожден и воспитан матерью. В русском народе издавна матерщинников именовали богохульниками.

По замыслу Творца человеку дано слово, прежде всего для молитвенного обращения к Своему Небесному Родителю, общения с людьми на началах любви и мира, а также для реализации своих творческих талантов. Человек, который сквернословит, использует этот особый дар для проявления своей внутренней нечистоты, изливает через него из себя грязь. Этим он оскверняет в себе образ Божий.

Привычка к сквернословию формирует нравственный облик человека, мешает его приобщению к культуре, делает его ненадежным во взаимоотношениях с другими. Привычка к сквернословию — признак духовного и нравственного разложения человека. Гнилая речь растлевает человека: он не только отдает свою душу во власть бесов, но и влияет на состояние души окружающих его людей, он не щадит ни стыдливости женщин, ни чистоты детей. В библии сказано «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься». Православная церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие. Порок этот находится в прямой зависимости от того, насколько человек духовно развит.

С духовной точки зрения, мат – это есть антимолитва. Через матерные слова происходит поклонение «князю тьмы” и, как следствие, человек отступает от Бога. При этом человек, конечно же, чувствует эту чёрную энергию, и она его возбуждает. Матерящийся притягивает силы зла и доверяется им. Это разрушительная энергия обладает способностью вызывать в человеке привыкание, зависимость подобие наркотической. И когда человек стремиться искренне избавиться от этой зависимости, он вынужден прибегать в своей речи к словам – заменителям тина “блин” и т.п., точно так, как отвыкание от наркотических средств или от алкоголя взамен подчас пьют крепкий кофе, заваривают чифирь или, как сейчас ставший модным энергетик.

 

О проблеме сквернословия

Русский язык — один из самых богатых и выразительных языков. И весьма печально, что, обладая великим, прекрасным и могучим языком, многие русские люди отказываются от этого бесценного “клада и достояния”, и в общении друг с другом пользуются жалким подобием человеческой речи – нецензурной бранью.

Ненормативную лексику сейчас можно услышать везде: в семье, на улице, в транспорте, и даже от людей имеющих определенную власть. Мат, сознательно допускается начальником в отношении подчинённого, что явно служит средством грубого подавления личности. Упование начальника на “матерный разнос” свидетельствует лишь об отсутствии профессионализма, неспособности четко и доходчиво поставить задачу, донести свои требования до сознания подчинённых, заинтересовать и простимулировать инициативу, создать коллектив единомышленников.

Любители всячески оправдать засилье мата в нашей жизни стремятся сослаться на авторитеты и упоминают наших знаменитых поэтов – Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Есенина… Что об этом можно сказать?

 Даже эти люди,” золотой фонд” нашей литературы всегда оставались, по сути, простыми смертными со своими недостатками, многочисленными искушениями, страстями. Выдёргивать из их величайшего поэтического наследия несколько строк с непечатными выражениями «и размахивать ими, как грязным бельём недостойно воспитанного человека. Кроме того, нецензурные эпиграммы и четверостишья Пушкина, Лермонтова и некоторых других авторов никогда не публиковались и вообще обнародованию не подлежали. Эти опусы стали достоянием лишь во второй половине ХIХ века.

Сквернословие с заборов взошло на депутатские трибуны, засевает романы писателей и стихи поэтов. С неприкрытым сквернословием певцы исполняют песни... Но самым страшным является то, что причиной сквернословия уже не является раздражение или гнев - гнилые слова стали обыденной речью, и их употребляют для связки слов, вставляя через каждое слово. Нередко наличие матерных слов в речи считается признаком мужества и силы, а ведь это как раз является признаком духовной слабости. Речь человека, заражённого недугом сквернословия, до крайности бедна и свидетельствует о душевной неразвитости. Интересна мысль на эту тему Ф.М. Достоевского: “Сквернословят вслух, несмотря на целые толпы детей и женщин, мимо которых проходят, – не от нахальства, а так, потому что пьяному и нельзя иметь другого языка, кроме сквернословия.”

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например, популярным телеведущим, актерам, певцам. Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

Таким образом нецензурщина восполняет скудность языка, а “междометный” мат для людей с недоразвитой речью становится единственным средством хоть как – то заполнить постоянные запинания при подыскивании нужных слов. Но, подчас бывает и наоборот. Изначально способный, талантливый человек, пристрастившись к мату, неизбежно теряет былые навыки полноценной речи. Матерные словосочетания и их примитивные конструкции убивают прежде всего богатый запас его слов, парализуют способность вызывать их из своей памяти и применять в нужном месте, несут негативный посыл.

Воздействие матерных слов на окружающих аналогично пассивному курению, когда от табачного дыма страдает не только курящий, но и люди, находящиеся с ним рядом.  Получается, что все становятся “без вины виноватыми”, вынужденными терпеть хамство. Матерящийся без всякого на то права насильно и нагло вкладывает нам в уши вонючую грязь, словесное дерьмо. И уже речь идёт о здоровье всей нации, о духовном здравоохранении, и здесь необходимы активные меры, поскольку проблема сквернословия имеет государственный масштаб.

Согласно заключению экспертов, ВОЗ состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи, на 20% наследственным фактором, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни. Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека – это изменение отношения человека к самому себе. У того, кто сквернословит, есть 2 пути:

первый – зная, что это плохо, продолжать постоянно нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения.

 второй – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты.  Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти.

Как же избавиться от сквернословия:

1  учитесь уважительному отношению, в первую очередь к себе и окружающим вас людям

2    пересмотрите своё окружение, старайтесь меньше общаться с людьми, которые используют нецензурные слова, будьте более разборчивы в выборе друзей

3   научитесь просить прощение, если что-то сорвалось с языка

4   тренируйтесь в красивой и вежливой речи, повышайте уровень грамотности

4   контролируйте свои мысли, речь, слова, укрепляйте волю

5   отдавайте приоритет здоровому образу жизни (полноценный сон, зарядка, здоровое питание и т.д.), занимайтесь интересным для вас делом, постоянно самосоверше́нствуйтесь

6 совершайте добрые поступки, фиксируйте внимание на красивом, позитивном

7 попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни.

 

                                                                                                           Илона Кравчук

 

Сохранить эту страницу в вашей социальной сети?
Сохранить в социальной сети